Выбор страны и эпохи


ЗАЧЕМ ВЫБИРАТЬ   |   СТРАНЫ   |   ЭПОХИ

  

Зачем выбирать

Подавляющее большинство железнодорожных моделей (как локомотивов, так и вагонов) имеют реальные прототипы. Соответственно, модели имеют принадлежность к определенному государству и определенному периоду - в моделизме называемом «эпохой». Подвижной состав разных стран и эпох различают не только по конструктивным особенностям, но и по маркировкам и эмблемам различных железных дорог. Некоторые моделисты коллекционируют модели  нескольких стран. Но мало кто просто собирает «красивые вагончики». Начинающий вряд ли отличит в составе немецкие вагоны, от, к примеру, австрийских. Но даже «непродвинутый» взгляд в состоянии уловить диссонанс в составе из советских плацкартных вагонов с немецким маневровым паровозом во главе.

Даже если, вы не собираетесь превращать железнодорожный моделизм в постоянное и серьезное хобби, лучше определиться со страной (странами) и эпохой (эпохами). Или хотя бы одним из параметров. Это сделает ваш макет и коллекцию гармоничней, а процесс поиска и выбора моделей интересней. Даже в случае покупки моделей исключительно для ребенка в такой определенности есть практическая польза.  Во-первых, ребенок будет узнавать о существовании разных стран и исторических периодов. А во-вторых, на просьбу купить что-то большое и очень дорогое, ему всегда можно сказать: «Это же не наша эпоха».

Страны

Российская империя, СССР, Россия. Пожалуй, самая интересная тема. Так как видеть и на полке и на макете подвижной состав, который есть возможность наблюдать в реальной жизни (или вызывающий ностальгию) – особое удовольствие. Да и для детей, отечественная тема оказывается ближе и позволяет представить более интересные игровые ситуации.
Правда, выбирая «родную» тематику стоит учитывать и минусы. Моделей в этой географической тематики существенно меньше, чем европейских. Еще хуже дело обстоит с инфраструктурой (дома, станции, освещение и т.п.). Увлечение российской тематикой требует больше расходов, – многие замечательные локомотивы или распространенные в реальной жизни вагоны на модельном рынке выпускаются лишь в мелкосерийном производстве. Что делает их существенно дороже европейских моделей. Также, строительство макета отечественной тематики требует изготовления многих элементов самостоятельно. Замены отдельных деталей на западные аналоги существенно снижает восприятие макета.
Однако, есть определенные надежды на то, что описанные минусы будут исправляться. Можно рассчитывать на увеличение потенциальной аудитории и, как следствие, развитие промышленного производства моделей отечественной тематики.

Приобрести данные модели можно в российских магазинах.

Германия. Одна из самых популярных тем в мире, что во многом связано с большим количеством немецких производителей и популярностью железнодорожного моделизма в ФРГ. Девять гигантов-производителей родом из Германии -  Brawa, Faller, Fleischmann, Gϋtzold, LGB, Märklin, PIKO, Tillig, Vollmer. Можно сказать, что у нас в стране немецкая тематика является второй по популярности среди продвинутых моделистов, и первой – среди начинающих. Остановившему свой выбор на Германии не будет отказа ни в чём – ни в подвижном составе, ни в строениях и инфраструктуре. Причем в любом типоразмере. Немецкая тематика близка и тем, у кого были железнодорожные модели в советском детстве, так как ГДР-овский PIKO в те времена безраздельно царствовал на игровых прилавках.

США, Канада. Железные дороги в Штатах этих странах имеют большую протяженность, богатую историю, и огромное значение в «народном хозяйстве». Соответственно и железнодорожный моделизм за океаном развит. Находит своих поклонников американская тема и у нас в стране, в том числе и потому, что тамошний подвижной состав отличается дизайном от более привычного европейского. Поклонники темы считаю, что американские тепловозы существенно красивей европейских. Но это «на вкус и цвет», главное, что подвижной состав этой тематики в нашей стране доступен (хуже с инфраструктурой). Немаловажным фактором является развитие покупок на американских интернет-аукционах (особенно e-bay), а также относительно большое предложение по американской теме в масштабе N.

Австрия. Имеет своих преданных поклонников и относительно неплохо представлена на российском рынке. Во многом это связано с естественным наличием моделей этой тематики в линейке австрийского производителя Roco – одного из самых популярных производителей, как у нас в стране, так и в Европе. Нет больших трудностей и в воспроизведении инфраструктуры, во многом схожей с немецкой.

Другие страны. Вышеперечисленные страны не отражают полностью спектр географических интересов железнодорожных моделистов. Они лишь представляют наиболее популярные регионы, по которым можно приобрести модели промышленного производства. Есть в России любители английской, французской, швейцарской тематики. Есть моделисты собирающие и макетирующие «абстрактную Европу». Вообще, среди отечественных моделистов можно найти поклонников решительно всех стран и территорий, по которым в принципе доступны железнодорожные модели.

Эпохи

Эпохи в железнодорожном моделизме связаны главным образом с использованием различных типов подвижного состава. Но, разумеется, деление на эпохи до некоторой степени условно.

Россия

I эпоха - с 1835 по 1917 год.
II эпоха - с 1917 по 1945 год. 
III эпоха - с 1945 по 1970 год. 
IV эпоха - с 1970 по 1991 год. 
V эпоха - с 1991 по 2004 год.
VI эпоха - с 2005 года по настоящее время.

Европа

I эпоха - с 1835 по 1920 год
II эпоха - с 1920 по 1945 год 
III эпоха - с 1945 по 1970 год
III a – 1945-1955
III b – 1955-1970
IV эпоха - с 1970 по 1985 год. 
V эпоха - с 1985 года по 2005 год.
VI эпоха - с 2006 года по настоящее время.

Для Германии важно еще понимать периоды истории железных дорог. Хотя бы для того, чтобы разбираться в принадлежности и соответствующих маркировках подвижного состава (DRG, DRB, DR, DB).

I период - Земельные железные дороги, каждая со своим знаком. 1871-1920
II период –  Deutsche Reichsbahn (DRG и DRB) 1920-1945
III период - Переходный 1945-1950
IV период (ФРГ) - Deutsche Bundesbahn (DB) 1950-1994
(ГДР) - Deutsche Reichsbahn (DR) 1949-1994
V период – Deutsche Bahn AG 1994-2006
VI период – Deutsche Bahn и частные железные дороги, 2006 - по настоящее время.

США

Эпоха 1 – Эпоха Пара 1870-1940
Эпоха 2 – Переходная 1940-1960
Эпоха 3 – Современная - с 1960-х по настоящее время

Великобритания

Эпоха 1 - 1804 – 1875 (Pioneering)
Эпоха 2 - 1875 – 1922 (Pre-grouping)
Эпоха 3 - 1923 – 1947 (The Big Four - LMS, GWR, LNER & SR)
Эпоха 4 - 1948 – 1956 (British Railways steam - Early Crest)
Эпоха 5 - 1957 – 1966 (British Railways steam - Late Crest)
Эпоха 6 - 1967 – 1971 (British Railways Corporate Blue. Pre -TOPS)
Эпоха 7 - 1972 – 1982 (British Railways Corporate Blue. Post -TOPS)
Эпоха 8 - 1983 – 1994 (British Railways Sectorisation)
Эпоха 9 - 1995 – 2009 (Post-privatisation)